gototopgototop

Современные газонаполнительные станции

  • PDF

Газонаполнительная станция должна гарантировать соответствие сжатого газа, сдаваемого потребителям, требованиям настоящего стандарта.

 

 

Газонаполнительные станции бывают двух типов: для снабжения автомобилей сжатым газом и для снабжения жидким: газом. На станциях первого типа газ, поступающий от магистрального газопровода или из городской газовой сети, сжимается компрессорами до 360 кг / см2 и под таким давлением заполняет баллоны а автомобилях; на станциях второго типа сжиженный газ, доставленный с завода в цистернах, переливается в емкости, установленные на станциях, а из этих емкостей - в баллоны автомашины. Наиболее целесообразным, как подтверждено практикой использования сжатого горючего газа автомобильным транспортом, является оборудование газонаполнительной станции 2 - 4 компрессорами. В соответствии с этим разработан типовой проект газонаполнительной станции.

Газонаполнительные станции (ГНС) — сложные технические комплексы, выполненные соответствии с жесткими нормативами безопасности. Современные ГНС отличаются высоким уровнем автоматизации, позволяющим механизировать большинство ключевых операций.

Газонаполнительная станция выполняет ряд функций. Во-первых, она является базой приема и хранения сжиженных углеводородных газов. Топливо поступает на станцию железнодорожным, водным или автомобильным транспортом, а также по газопроводам с предприятий, где производят эти газы. Чаще всего прием СУГ осуществляется с привязкой к железнодорожным магистралям, для этого оборудуется двухпутный тупик с эстакадой, на которой монтируются сливные устройства.

Далее сжиженный газ транспортируется в резервуары хранения, объем которых регламентируется как нормативными документами (например, максимальный суммарный объем хранилищ не должен превышать 8000 м3), так и объемами реализации продукта. У большинства станций запас газа не превышает 300–600 т, а годовая производительность — до 24 тыс. т. Газораздаточные станции, имеющие емкость резервуарного парка до нескольких тысяч тонн и производительность 25, 50 и 100 тыс. т/год, называются кустовыми базами.




Вторая функция ГНС — отпуск продукта конечному потребителю. Это может быть заполнение больших партий бытовых газовых баллонов или заправка автомобильных цистерн-газовозов. На газораздаточных станциях и кустовых базах осуществляются следующие работы:
• прием сжиженного газа от поставщика;
• слив сжиженного газа в собственные хранилища;
• хранение сжиженных газов в надземных, подземных или изотермических резервуарах, в баллонах и подземных пустотах (соляных и др.);
• слив неиспарившихся остатков из баллонов и сжиженных газов из баллонов, имеющих какие-либо неисправности;
• розлив сжиженных газов в баллоны, передвижные резервуары, автоцистерны, бочки;
• прием пустых и выдача наполненных баллонов;
• транспортировка сжиженного газа по внутренней сети трубопроводов и в баллонах;
• ремонт баллонов и их переосвидетельствование;
• технологическое обслуживание и ремонт оборудования на станции.

В некоторых случаях на станциях, технологически сопряженных с АГЗС и комплексами автономного или резервного газоснабжения, производятся дополнительные операции:
• заправка автомобилей, работающих на сжиженном газе, автозаправочными колонками;
• регазификация сжиженных газов;
• выработка пропано-воздушных смесей по технологии «ргорапе-а1г»;
•выдача паровой фазы в городские системы распределения газа.
Станция представляет собой огороженную производственную площадку, разделенную на рабочую и вспомогательную зоны. В производственной зоне размещаются:
• участок приема со сливными устройствами (сливная эстакада при доставке сжиженного газа по железной дороге);
• база хранения сжиженных газов;
• насосно-компрессорное отделение или другие установки, служащие для перемещения сжиженных газов;
• участок производственных помещений (сливное и наполнительные отделения; может также входить участки испарителей и/или смесителей);
• склад запаса пустых и заправленных баллонов;
• колонки наполнения автоцистерн.

Вне производственной зоны размещаются гараж с открытой стоянкой автомобилей; склад ГСМ; газозаправочные колонки; вспомогательные и служебные помещения с мастерскими по ремонту оборудования, баллонов и их освидетельствования; напорная башня и резервуар для противопожарного запаса воды; сооружения водоснабжения и канализации.

По периметру станция ограждается несплошным железобетонным забором высотой 2,4 м, а производственная зона от вспомогательной — легкой оградой высотой 1,2 м. Также допускается устройство изгороди из насаждений кустарника. Подъезды и подходы к сооружениям асфальтируются, а остальные участки озеленяются.

ГНС располагаются в основном вне жилых территорий населенных пунктов. В случае, когда этого избежать невозможно, предпочтение отдается малонаселенным районам с учетом направления ветров.

По периметру ограждений, ограничивающих территорию ГРС, должна быть оставлена свободная полоса шириной не менее 10 м. За пределами этой полосы в охранной зоне, величина которой устанавливается, в зависимости от вида и объема хранилищ, допускается разведение огородов и садов, посадка деревьев лиственных пород, а также размещение открытых (без навесов) складов несгораемых материалов.
ГНС должна иметь прямое соединение с основными путями транспортировки баллонов.


Применение массовых расходомеров позволило качественно повысить точность учета движения сжиженного газа на всех технологических этапах


Внутреннее устройство ГНС
Как уже говорилось ранее, газонаполнительные станции представляют собой сложный технологический комплекс. Одна из тенденций построения современных ГНС — модульный принцип, согласно которому весь комплекс состоит из отдельных относительно автономных узлов, легко заменяемых или модернизируемых в зависимости от изменения производственных задач. В состав современной ГНС входят следующие технологические участки:

• участок наполнения баллонов в различных исполнениях;
• узел транспортировки баллонов;
• участок контроля;
• склад хранения;
• насосно-компрессорный участок, обеспечивающий транспорт газа внутри ГНС.
В зависимости от технологической привязки к терминалам приема СУГ или АГЗС состав оборудования ГНС может меняться.
Еще одна особенность современных ГНС — применение компьютеризованных систем учета движения продукта, ставшее возможным благодаря применению массовых расходомеров и переходу на учет массы: теперь за основу берется не объем сжиженного газа, сильно зависящий от массы параметров (температуры, плотности и состава смеси и т.д.), а масса газа, параметр более постоянный.


Универсальные блочные установки с бесприводным рольгангом представляют собой экономичное решение по модернизации устаревшего оборудования небольших газонаполнительных станций, не требующее больших капиталовложений


Наиболее распространенные и прекрасно себя зарекомендовавшие установки для наполнения газовых баллонов поставляются в следующих вариантах исполнения:
• блочное;
• рядное;
• карусельные установки;
• контейнерные автономные установки.


Наполнительные посты сложные электронно-механические устройства, позволяющие полностью автоматизировать процесс заправки


Блочные установки
Экономичное решение для модернизации устаревшего оборудования небольших ГНС — применение установки с бесприводным рольгангом. Установки комплектуются узлами проверки герметичности и выбраковки баллонов (5, 27, 50 литров). Каждый наполнительный пост оборудован струбцинами двух типов. Такая установка включает в себя следующие элементы:
• рольганг для транспортировки баллонов;
• наполнительные посты для автоматического наполнения баллонов с механическим выключением;
• контрольные весы;
• установка проверки баллонов на герметичность с ручным управлением.

Рядные установки с цепным конвейерным приводом наиболее эффективно зарекомендовали себя в составе ГНС средней производительности. Однако наращивание производительности рядных установок достаточно ограничено



Рядные установки

Рядная установка оборудуется приводным цепным конвейером с собственным электроприводом. Количество обслуживающего персонала — 3-4 человека. Ее преимуществом является относительно низкая стоимость и компактность размещения, не требующая возведения новых помещений или перестройки существующих.

Относительным недостатком такой системы можно назвать ограничения по наращиванию производительности системы. При однорядном исполнении максимально устанавливается шесть постов. Чтобы увеличить производительность, необходимо добавить дополнительный конвейерный ряд или применить установку карусельного типа.

Цепной конвейерный привод обеспечивает бесперебойную транспортировку баллонов практически без участия обслуживающего персонала



При установке второго ряда необходимо оснастить систему узлом, автоматически сортирующим баллоны на две независимые друг от друга заправочные линии (например, для раздельного наполнения 25- и 50-литровых баллонов). В этом случае появляется возможность заправки 12 разнотипных баллонов одновременно.

Цепной транспортер с независимым электроприводом предназначен для перемещения 27- и 50-литровых баллонов. Транспортер монтируется на специальной раме, закрепленной в фундаменте.
Управляющий блок для б постов состоит из следующих частей:
• пневматического счетного устройства для подсчета каждой партии пустых баллонов;
• пневматических стопоров остановки потока газовых баллонов;
• колонны управления для закрепления счетного устройства и включателя замены партии баллонов.
Установка комплектуется системой опорожнения баллонов и оборудованием для замены вентилей. Дополнительно поставляется устройство термической усадки пломбировочной пленки на вентили заправленных баллонов.




Карусельные установки

Карусельные установки — самые производительные решения, рассчитанные на применение на крупных ГНС — от 5 до 24 постов (фактически их может быть меньше, чем расчетных мест). Производительность установки — до 1100 баллонов/час (в зависимости от конфигурации).



Карусельные установки могут поставляться с конвейерными линиями любых конфигураций, в том числе и с автоматическими палетирующими системами для транспортировки и складирования баллонов.
В состав карусельной установки входят:
• цепной транспортер;
• пневмотолкатели подачи баллонов на карусель и на рольганг выбраковки; карусель на 5—24 наполнительных поста;
пункт контроля (контрольные весы, установка проверки на герметичность); стопоры пневматические для остановки потока газовых баллонов;
• приводы транспортера и карусели (двигатели 2-5 кВт).
Установки оборудуются конвейером с независимым электроприводом, узлом проверки герметичности и выбраковки баллонов. Высокая степень автоматизации позволяет обойтись минимальным количеством персонала — 3-4 человека.


Написать нам