gototopgototop

Не пропадет пропан-бутан

  • PDF

Не пропадет пропан-бутан

Доля сжиженного газа в балансе нефтепродуктов увеличилась до 16%. Перспективы роста и сдерживающие факторы рынка LPG, государственное регулирование, источники поставок сжиженного газа в Украину, актуальные проблемы логистики в отрасли и транзитного потенциала — эти и другие вопросы обсуждались в ходе Второй международной конференции по вопросам развития и функционирования рынка сжиженного газа «LPG Ukraine 2011″, организованной «Консалтинговой группой А-95″ и Украинской ассоциацией сжиженного газа.

 

 

Оценки и прогнозы

В конференции участвовали 166 делегатов от 106 компаний и организаций из 18 стран. Наибольшее число гостей форума представляли Украину, Казахстан и Россию. Партнерами «LPG Ukraine 2011″ стали компании «Надежда», «Автотранс», «Пропан-Трейд» и Petro Carbo Chem Mukachevo.

Заместитель директора «Консалтинговой группы А-95″ Артем Куюн сообщил, что потребление сжиженного газа в Украине в 2010 г. возросло до 803 тыс т (в 2009 г. — 736 тыс т, в 2008 г. — 666 тыс т). Объем потребления за 8 мес. т.г. составил 528 тыс т. «Главным драйвером этого роста выступило увеличение налоговой нагрузки на бензины», — считает эксперт.

«Мы прогнозировали, что в 2011 г. существенно уменьшится разрыв между потреблением сжиженного газа и бензином А-92, но последний продемонстрировал существенный скачок», — отметил А.Куюн. Тем не менее, доля сжиженного газа в балансе нефтепродуктов неуклонно растет, и в 2011 г., как ожидается, составит 16% (в 2010 г. — 14%).

Год назад эксперты прогнозировали, что в 2011 г. потребление сжиженного газа в Украине достигнет 1 млн т, что вывело бы Украину на третье место среди европейских стран. Но в силу сложившихся обстоятельств прогноз «похудел»: к июню назывались цифры годового потребления 850-900 тыс т. После анализа потребления за 8 мес. эксперты «Консалтинговой группы А-95″ утверждают, что показатель останется на уровне прошлого года — 800-810 тыс т, из которых 75% будет использовано в секторе моторного топлива.

«Золотое правило соотношения цен гласит, что цена сжиженного газа не должна превышать половину цены бензина А-95, как в большинстве европейских стран. В Украине за несколько последних лет это соотношение составляло 55%», — отметил А.Куюн.

Эксперт также констатировал увеличение импортных поставок сжиженного газа на украинский рынок. «В 2006 г. Украина была нетто-экспортером сжиженного газа. Активные импортные поставки начались в 2008 г., и его доля в балансе составила 4%. Переломным стал 2009 г., когда потребление превысило внутреннее производство, и импорт стал необходимостью. За 8 месяцев 2011 г. доля импорта достигла 28%, а по итогам года прогнозируется 30%», — отметил А.Куюн. Более половины импортного ресурса в текущем году ввезено из Казахстана. В 2012 г., как ожидается, доля импортного сжиженного газа на украинском рынке может возрасти до 40%.

«Мы прогнозируем в 2012 году снижение объема внутреннего производства сжиженного газа в Украине и, соответственно, увеличение его импорта — приблизительно на 10%», — сказал А.Куюн. Для роста импорта есть все предпосылки, поскольку через территорию Украины проходят транзитные поставки ресурса, которые можно переориентировать на внутреннее потребление.

По данным «Консалтинговой группы А-95″, за 8 мес. 2011 г. транзитом через Украину прошло 1.9 млн т сжиженного газа, в т.ч. из России — 1139 тыс т, Казахстана — 631 тыс т, Беларуси — 69 тыс т. С территории Украины сжиженный газ поставлялся из Одесской (808.9 тыс т), Волынской (461.6 тыс т), Закарпатской (377.6 тыс т) областей, АР Крым (150.4 тыс т) и др.

По мнению А.Куюна, в ближайшие месяцы конкуренция в оптовом сегменте рынка сжиженного газа приобретет более спокойный характер. К концу текущего года розничная цена должна снизиться до 5.7-5.8 грн/л за счет сокращения маржи как оптовых, так и розничных торговцев. «Скорее всего, стоимость сжиженного газа вернется к отметке около 50% стоимости бензина А-95″, — полагает эксперт.

Прогнозировать спрос на сжиженный газ в следующем году, по его мнению, пока сложно из-за эластичности украинского рынка. «Большинство топлива реализуется автомобилистам, которые в любой момент могут перейти на использование бензина. Все зависит от цены», — отметил А.Куюн.

Согласно прогнозу президента Ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Романа Сторожевав 2012 г. потребление сжиженного газа в Украине возрастет по сравнению с 2011 г. на 100 тыс т, или на 12.5%, до 900-910 тыс т.

Как заявил Р.Сторожев, рынок сжиженного газа будет развиваться динамично благодаря появлению нового поколения оборудования, более приемлемого по соотношению цена/качество. «Поэтому автомобилисты, особенно легковой автомобильный транспорт, все больше отдают предпочтение сжиженному газу», — отметил Р.Сторожев.

Проблемы и достижения

Президент Украинской ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень обратил внимание на ряд ключевых проблем отечественного рынка LPG. В первую очередь, это падение внутреннего производства — снижение объемов переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, остановка НПЗ или их переход на толлинговые схемы. Кроме того,отсутствует свободный доступ к украинскому ресурсу: 55% сжиженного газа продается на спецаукционах, 20% экспортируется, 20% реализуется по прямым договорам и только 5% — через биржевую торговлю.

С.Пивень также отметил недостаточное развитие инфраструктуры рынка LPG — ограниченные возможности по хранению ресурса, недостаточное количество газонаполнительных станций (ГНС), станций по переоборудованию и обслуживанию автомобилей, устаревший парк для транспортировки LPG.

Сдерживающим фактором для использования сжиженного газа на автотранспорте является также проблема регистрации газобаллонного оборудования (ГБО). Согласно Закону Украины «О дорожном движении», переоборудованный автотранспорт должен пройти перерегистрацию (за использование незарегистрированного ГБО — штраф), которая обходится автовладельцу от 700-800 до 1200-1400 грн и занимает достаточно много времени.

«К сожалению, нормативная база идет на шаг позади от развивающегося рынка, при этом создавая множество преград для создания цивилизованной конкурентной среды», — считает президент Ассоциации.

Впрочем, по мнению С.Пивня, не все у нас так плохо. Среди позитивных моментов он отметил строительство морских и сухопутных терминалов для перевалки сжиженного газа, в частности, Petro Carbo Chem Mukachevo.

Кроме того, благодаря усилиям Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» отменено требование МЧС об установке систем раннего оповещения на АЗС и АГЗП, благодаря чему владельцы автозаправок сэкономили значительные средства и перестали подвергаться коррупционному влиянию инспекторов МЧС. «Отныне представители региональных инспекций техногенной безопасности уже не будут с алчной улыбкой на лице выдавать предписания на приостановку работы АЗС, не оборудованных системами раннего оповещения», — добавил президент Ассоциации ООРНУ Леонид Косянчук.

Взялись за производство сжиженного газа и негосударственные компании. В частности, СП «ПГНК» в июле нынешнего года ввело в эксплуатацию завод по производству сжиженного газа в Полтавской области и приступило к производству и продаже СПБТ. Об этом сообщил руководитель группы по реализации сжиженного газа СП «ПГНК» Виктор Хруленко. Компания инвестировала в строительство завода более $10 млн.

По словам В.Хруленко, проектная мощность предприятия составляет 140 т продукции в сутки, однако в настоящее время из-за нехватки ресурса производится только около 65 т. «Весь свой газ мы перерабатываем. Будем больше добывать — производство СПБТ возрастет», — сказал он, отметив при этом, что «ПГНК» не намеревается закупать сырье для переработки из других источников. Продукция реализуется через электронные конкурсные торги, которые проводятся еженедельно среди украинских компаний-резидентов. «Мы не рассматриваем возможности экспорта СПБТ, так как цена в Украине намного выше», — отметил представитель «ПГНК».

Баллоны: безопасность и цены

Не секрет, что на АЗС производится заправка сжиженного газа в баллоны, хотя законодательно это запрещено, поскольку ответственность за безопасность баллонов несут облгазы. В отдаленных населенных пунктах, где нет доступа к газопроводам, на реализацию пропан-бутана в баллоны приходится 75-80% всех продаж на АЗС.

Ответственность за баллоны, заправленные на АГЗС, должны нести собственники заправки. Такое мнение высказал директор ДП «Пропан», входящего в структуру ОАО «Житомиргаз»Роман Федченко. «Контроль за безопасностью использования баллонов, которые заправляются на АЗС, должен осуществлять владелец такой АЗС. Только в этом случае целесообразно официально разрешить заправку емкостей на АЗС», — отметил он.

Облгазы, по словам Р.Федченко, при заправке бытовых баллонов сталкиваются со многими проблемами. «Во-первых, это снижение бюджета облгазов, за счет чего ремонт оборудования для заправки баллонов производится в недостаточном объеме. Также происходит отток квалифицированного персонала. Во-вторых, — устаревшая база баллонов, из-за чего снижается безопасность их использования», — сказал руководитель предприятия.

Заместитель председателя правления ОАО «Днепропетровскгаз» Дмитрий Круподеров, в свою очередь, сообщил, что облгазы начали снижать стоимость бытовых баллонов для населения, выполняя поручение правительства. В конце августа первый вице-премьер-министр А.Клюев поручил руководителям областей кардинально снизить цены на баллоны. По словам Д.Круподерова, в Днепропетровской области сейчас цена баллона составляет 137 грн, а после снижения достигнет 117-121 грн. В то же время в Житомирской области, по словам Р.Федченко, баллон сжиженного газа стоит 153 грн, и снижения цен не намечается.

Импортеры

Директор по исследовательским проектам группы «Петромаркет» (г. Москва) Александра Зубачева сообщила, что объем производства сжиженного газа в РФ в текущем году прогнозируется на уровне 11.89 млн т. Объем внутреннего потребления в России в 2011 г., как ожидается, увеличится на 7.5% и составит около 8.2 млн т. Экспорт в текущем году возрастет на 8-10%, до 3.4 млн т, а к 2020 г. может достигнуть около 5-6 млн т в год.

В Украину за 2010 г. из России было поставлено 108.5 тыс т сжиженных углеводородных газов (в т.ч. 66.7 тыс т бутана, 27 тыс т СПБТ). За 8 мес. 2011 г. из России в Украину поставлено 205 тыс т (140 тыс т бутана, 42 тыс т СПБТ). Основными поставщиками являются предприятия «Сибур-Холдинга» — «Сибур-Уралоргсинтез» (38.4%), «Сибур-Тобольскнефтехим» (15.6%), а также Омский НПЗ (27.8%), Рязанская НПК (12.1%), «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка» (6.0%).

По данным группы «Петромаркет», в структуре импорта СПБТ в Украину в 2010 г. на долю Казахстана приходилось 57.1%, России — 23.8%, Беларуси — 18.9%, прочих — 0.1%. Экспорт осуществлялся в Турцию, Польшу, Румынию и ряд других стран, в том числе и Россию (возврат продукции по толлинговой схеме).

Главный эксперт управления маркетинга дирекции углеводородного сырья ОАО «Сибур-Холдинг»Иван Галактионов заявил, что компания заинтересована в наращивании поставок сжиженного газа в нашу страну. По его словам, сейчас основным покупателем в Украине является ООО «Карпатнефтехим», потребляющее около 10 тыс т в месяц. На рынок бытового потребления «Сибур» поставляет около 2-3 тыс т газа в месяц.

«Конечно, хочется увеличить эти объемы, мы видим потенциал украинского рынка», — сказал И.Галактионов. По его словам, в 2011 г. производство сжиженного газа ОАО «Сибур-Холдинг» должно составить 3.6 млн т (в 2010 г. — 3.4 млн т), а к 2015 г. этот показатель планируется повысить до 5.4 млн т.

Как сообщил начальник управления обеспечения углеводородным сырьем и реализации продукции ПО «Белоруснефть» Андрей Федорович, в текущем году «Белоруснефть» планирует поставить в Украину 8 тыс т сжиженного газа. В следующем году компания намерена увеличить поставки сжиженного газа в нашу страну на 75%, до 14 тыс т. Объемы поставок в 2013 и 2014 гг. запланированы по 16 тыс т, а в 2015 г. — до 24 тыс т. В настоящее время мощность Белорусского ГПЗ, являющегося основным производителем сжиженного газа, составляет 480 тыс т в год. К 2015 г. после реконструкции мощность предприятия предусматривается увеличить до 800 тыс т в год.

По информации директора по стратегическому развитию Petro Carbo Chem Mukachevo Татьяны Умурзаковой, объем инвестиций в развитие терминала по перевалке сжиженного газа в г. Мукачево в 2012 г. составит 100 млн грн.

Petro Carbo Chem Mukachevo (РССМ) расположено в с.Павшино Закарпатской области. Компания осуществляет перевалку, хранение и отгрузку сжиженного газа, а также продуктов нефтехимии. Мощность по перевалке продуктов нефтехимии на терминале составляет 300 тыс т в год. В конце июля 2011 г. РССМ запустило в эксплуатацию перевалочный комплекс LPG в г. Мукачево номинальной мощностью 500 тыс т в год. По словам Т.Умурзаковой, сейчас сложно подводить какие-либо итоги работы терминала по перевалке сжиженного газа, поскольку объект пока работает в тестовом режиме и еще не вышел на проектную мощность.

«Одним из главных проектов в следующем году является строительство станции по заправке сжиженного газа в бытовые баллоны. Другими важными усовершенствованиями будут увеличение мощности автоналива и строительство дополнительных железнодорожных эстакад», — отметила Т.Умурзакова.

Таможня дает добро

В последнее время обострились проблемы при ввозе импортного газа на территорию Украины.Таможенная служба требует отбора проб ввозимого сжиженного газа для проведения анализов. По данным трейдеров, это приводит к задержке импортных поставок на 20-30 дней и соответствующему росту цен.

Однако заместитель начальника таможенного поста Киевской региональной таможни Руслан Кузьменко заявил, что сейчас около 86% импортного сжиженного газа проходит отбор проб в течение 10 дней. «За счет оптимизации таможенного оформления сжиженного газа и увеличения оборота пробников нам удалось снизить время простоя цистерн с импортным ресурсом до 10 дней», — сказал Р.Кузьменко.

По его словам, отбор проб проводится для корректировки таможенной стоимости импортного ресурса, которая зависит от состава газа. Так, таможенная стоимость газа с большим содержанием пропана составляет $1120-1200/т, тогда как газа с большей долей бутана — $780-800/т. «Некоторые компании стремятся занизить объем уплачиваемых налогов, указывая в декларации более дешевый газ. Таможенные органы обязаны выявлять такие случаи», — пояснил представитель таможни.

В июне-июле 2011 г., по его словам, было растаможено 36.2 тыс т сжиженного газа, из этого объема скорректирована стоимость 21.6 тыс т. «В августе и сентябре эти показатели составили соответственно 50.3 тыс т и 20.3 тыс т, что говорит об увеличении эффективности работы таможенных органов. Если такая положительная динамика сохранится, то отбор проб в будущем можно будет либо упростить, либо ликвидировать», — отметил Р. Кузьменко.

Вперед, в Европу

Украинская ассоциация сжиженного газа (УАСГ) подала заявку на вступление в Европейскую ассоциацию сжиженного газа (AEGPL), объединяющую 24 национальные ассоциации LPG, в которых представлены ведущие поставщики и дистрибьюторы сжиженного газа, а также производители отраслевого оборудования. В рамках конференции «LPG Ukraine 2011″ состоялась церемония подписания меморандума о взаимопонимании между сторонами.

«К сегодняшнему событию мы прошли путь длиною в год и, надеюсь, до конца текущего года УАСГ станет полноценным участником европейского газового сообщества», — заявил директор AEGPL Ален де Грев. Он подчеркнул, что годовой бюджет AEGPL превышает EUR800 тыс, кроме того, члены ассоциации выделяют средства на осуществление отдельных программ. «За счет этого мы можем эффективно работать, и денежный выигрыш для наших членов превышает затраты», — сказал директор AEGPL.

Решение о принятии УАСГ в Европейскую ассоциацию на правах полноправного партнера будет принято на заседании генеральной ассамблеи AEGPL, запланированном на 1 декабря 2011 г.

Написать нам