gototopgototop

Газовая замена

  • PDF

Газовая замена

Перспективы рынка газового моторного топлива . Традиционное горючее для автотранспорта — бензин и дизельное топливо — неуклонно дорожает, и в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать падения цен на них. В этих условиях экономическую привлекательность приобретает газовое моторное топливо — пропан-бутан и метан. Перспективные возможности развития рынка газового моторного топлива обсуждались в ходе бизнес-форума «Применение газовых и альтернативных моторных топлив в транспортном комплексе Украины».

Нефтяной дефицит

Автомобильный транспорт сегодня почти полностью зависит от бензина и дизельного топлива. В мире насчитывается около 800 млн автомобилей, и 95% из них используют в качестве моторного топлива бензин и дизтопливо. По оценкам Мирового энергетического агентства, уже наступила эпоха нарастающего дефицита нефти. Поэтому, по мнению экспертов, в ближайшее время вряд ли следует ожидать падения цен на нефть и, соответственно, на нефтепродукты.

Ситуация в Украине четко отражает мировые тенденции рынка нефтепродуктов. Все это повышает экономическую привлекательность газовых моторных топлив — сжатого газа (метана) и сжиженного (пропан-бутана). По мнению президента Ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Романа Сторожева, переход транспортных средств с бензина на метан дает возможность снизить затраты на моторное топливо примерно на 40%.

При оценке экономической привлекательности природного газа как моторного топлива необходимо учитывать разницу в ценах метана и его ближайшего конкурента — пропан-бутана. Средняя цена пропан-бутана по Украине в I кв. 2010 г. составляла 4.20-4.22 грн/л, затем в конце года значительно выросла — до 4.9-5.03 грн/л. В апреле 2011 г. средняя цена пропан-бутана составляла 5.51 грн/л, в мае — 5.61–5.68 грн/л, в начале июня — 5.52 грн/л.

При этом цена 1 куб м метана в I полугодии 2010 г. составляла около 3.95–4.05 грн, с августа 2010 г. по февраль 2011 г. — 4.30 грн. В марте т.г. у государственных компаний цена была на уровне 4.50 грн, в мае возросла до 4.98 грн. У частных компаний в марте она колебалась в пределах 4.30–4.70 грн, в мае — начале июня — 4.80–5.00 грн. «Как видим, метан имел несколько более выгодные позиции, нежели пропан-бутан, и уровень цены отмечался плавным ростом, что связано с постепенным увеличением стоимости природного газа», — отметил Р.Сторожев.

Для большинства автовладельцев определяющим фактором при выборе автомобиля для коммерческих или личных нужд является величина эксплуатационных затрат. Президент Ассоциации газотрейдеров отметил, что цены на природный газ, используемый в качестве моторного топлива, растут вслед за нефтяными видами топлива, однако цена природного газа более прогнозируема и формула ее расчета включает меньшее количество форс-мажорных факторов, предопределяющих резкие скачки. Объясняется это тем, что природный газ по сравнению с нефтью подвергается меньшему количеству технологических преобразований при превращении его из сырья в моторное топливо, требуется меньше затрат, оборудования, человеческих ресурсов и т.д.

Использование сжатого природного газа ограничено необходимостью оснащения автомобиля дорогостоящими баллонами высокого давления (металлическими или металлопластиковыми), которые создают дополнительный балластный вес автомобиля. Кроме того, требуется некоторая переделка двигателя. Однако правительства многих стран поддерживают распространение газомоторных топлив и вводят льготы при производстве и эксплуатации газобаллонных автомобилей.

Как сообщил Р.Сторожев, ДК «Газ Украины» поставляет на АГНКС около 300 млн куб м природного газа в год, частные компании — примерно столько же. При этом «Газ Украины» направляет на АГНКС только импортный ресурс. Поэтому уровень цен на автогазозаправочных станциях определяется стоимостью импортного ресурса, а не отечественного.

Нужны новые стандарты

О разработке национального стандарта на сжиженный газ в качестве автомобильного топлива рассказал ведущий инженер УкрНИИНП «МАСМА» Ярослав Подгурский. По его словам, действующий с 2001 г. в Украине ДСТУ 4047-2001 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» «подогнал» требования к качеству газа под отечественного производителя и уравнял два совершенно разных продукта — сжиженный газ для нужд населения и для автомобильного транспорта.

«Для любого участника рынка — как производителя, так и потребителя, изначально было ясно, что введение ДСТУ 4047-2001 лишь временный компромисс. В соответствии с этим стандартом, предъявляются более «мягкие» требования по качеству — допускается более высокое содержание воды и серы. Разумеется, использование такого топлива влияет на двигатель далеко не лучшим образом», — отметил Я.Подгурский.

УкрНИИНП «МАСМА» еще в 2009 г. завершил разработку проекта ДСТУ EN 589-20ХХ «Топлива автомобильные. Газ нефтяной сжиженный. Технические условия», гармонизированного с европейским стандартом EN 589. Целью разработки этого стандарта было обеспечение отечественной нефтеперерабатывающей промышленности нормативной документацией для возможности организации производства на НПЗ газа сжиженного нефтяного для автомобильного транспорта.

Как сообщил Я.Подгурский, на данный момент проект ДСТУ EN 589-20ХХ находится на согласовании в Госстандарте, а также направлен для обсуждения 15 предприятиям и организациям.

Для введения в Украине ДСТУ EN 589-20ХХ необходимо разработать и ввести 12 стандартов на методы испытаний по ISO, EN, EN ISO. Институт «МАСМА» уже разработал два из них. Первый — ДСТУ 4056-2001 «Газы углеводородные сжиженные. Методы отбора проб», который является отечественным аналогом ISO 4257-1998, гармонизированным с европейским, принят Госпотребстандартом в январе 2010 г. Второй — ДСТУ EN 27941:2010 «Пропан и бутан технический. Анализ методом газовой хроматографии» (EN 27941:1993, IDT). Проект данного стандарта находится на экспертизе в НИИ стандартизации.

Сейчас институт «МАСМА» начал работу по гармонизации еще 10 стандартов на методы испытаний. Все они разрабатываются в рамках договора между УкрНИИНП «МАСМА» и Минэнергоугля. Принятие новых нормативных документов позволит использовать одинаковые методы и процедуры проведения испытаний нефтепродуктов. «Логично было бы, чтобы стандарты на методы испытаний были приняты раньше, чем на сам сжиженный газ. Но, скорее всего, они выйдут одновременно», — сказал Я.Подгурский.

Ситуация в отечественной нефтепереработке такова, что сжиженный газ европейского качества, соответствующий стандарту EN 589:2008, способны производить лишь два НПЗ — Одесский и Лисичанский. Кременчугский НПЗ «не укладывается» по нормам содержания воды и серы.

«Скорее всего, профильное министерство и Госпотребстандарт будут вынуждены разрешить одновременный выпуск сжиженного газа как по ДСТУ 4047-2001, так и по ДСТУ EN 589-20ХХ. Но такое «двоевластие» не решит проблемы отрасли, тормозящие ее развитие, не может гарантировать потребителю стабильное качество и цену продукции», — отметил Я.Подгурский.

Тем не менее, специалисты института «МАСМА» считают, что в нынешних условиях, когда стоимость традиционного бензина и дизельного топлива достигла критических для экономики и населения значений, рынок пропан-бутана будет развиваться достаточно активно. В ближайшее время сжиженный газ может стать основным топливом для городского и коммерческого транспорта, особенно в аграрном секторе.

Перекосы рынка

«Из-за отсутствия эффективных инструментов, которые гарантировали бы нормальное развитие рыночных отношений, основной объем газа по льготным ценам, выставляемый на специализированных аукционах якобы для нужд населения, перетекает в коммерческий сегмент рынка», — заявил заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

По данным Украинской ассоциации сжиженного газа, в 2010 г. такая участь постигла 20% произведенного в стране сжиженного газа. При том, что нужды населения оцениваются в 8-9 тыс т в месяц, ОАО «Укрнафта» и ДК «Укргаздобыча» ежемесячно реализуют на аукционах 25-30 тыс т пропан-бутана по цене в 2-4 раза ниже рыночной, что позволяет его покупателям зарабатывать на перепродаже около 1.5 млрд грн в год.

Объем производства пропан-бутана в Украине, по данным Минэнергоугля, в 2010 г. составил 693 тыс т, в том числе отечественными НПЗ — 319 тыс т, ДК «Укргаздобыча» — 214 тыс т, ПАО «Укрнафта» — 161 тыс т.

По словам Г.Рябцева, уменьшение количества, качества и доступности отечественного ресурса, при сохранении непрозрачного ценообразования в оптовом сегменте, привело к существенному увеличению доли импортируемого пропан-бутана. В 2010 г. импортировано 181 тыс т сжиженного газа, что на 83% больше, чем в предыдущем году. Поставки шли в основном из Казахстана и Беларуси. Доля импортного сжиженного газа на рынке составила 23%, произведенного украинскими НПЗ — 29%, ДК «Укргаздобыча» — 28%, ПАО «Укрнафта» — 21%.

По прогнозам НТЦ «Психея», в 2011 г. доля импорта в наполнении внутреннего рынка пропан-бутана в Украине может достичь 26% (около 220 тыс т). При этом доля продукции отечественных НПЗ снизится до 27%, ДК «Укргаздобыча» — тоже до 27%, ОАО «Укрнафта» останется на уровне 21%.

Введение с 1.01.11 г. акцизного сбора на сжиженный газ в размере EUR40/т, по мнению Г.Рябцева, привело к разбалансированности внутреннего рынка, сокращению производства сжиженного газа из-за падения рентабельности. Возросли злоупотребления из-за разницы цен на «коммерческий» газ и для нужд населения. Введение акциза также стало поводом для роста цен на ряд товаров, перевозимых микроавтобусами и грузовыми фургонами, работающими на сжиженном газе.

Одним из факторов, сдерживающих развитие рынка сжиженного газа, является недостаточно развитая розничная сеть. В Украине работает около 1500 АГЗС, почти треть из которых сосредоточена в Киевском и Донецком регионах (16.8% и 14.6% соответственно). По данным НТЦ «Психея», структура собственников АГЗС распределяется следующим образом: «Концерн Галнефтегаз» — 14% рынка, «Альфа-Нафта» — 8%, «Континент Нафта Трейд» — 7%, «ЛУКОЙЛ» — 6%, «ТНК-ВР» — 5%, «Газовик» — 3%, «Гермес» — 3%, «Надежда» — 3%, «Автотранс» — 2%, остальные — 49% (по данным на 1.05.11 г.).

Средняя цена СПБТ в крупном опте в мае 2011 г. составляла 7799 грн/т. Эксперты НТЦ «Психея» прогнозируют, что оптовые партии СПБТ будут постоянно дорожать до ноября 2011 г. и достигнут уровня 8950 грн/т. В январе 2012 г. возможно снижение до 7400-7500 грн/т. Будут расти цены на пропан-бутан и в рознице — с 5.55 грн/л в мае текущего года до 6.10 грн/л в ноябре-декабре. В январе 2012 г. ожидается снижение цены в рознице до 5.55-5.60 грн/л.

Соотношение розничных цен на бензин А-95 и сжиженный газ, по прогнозам экспертов, в июне-ноябре 2011 г. составит в среднем 1.7:1, тогда как наилучшее с точки зрения участников рынка — 2:1. При уменьшении этого соотношения до 1.6 и ниже наблюдается отток клиентов и уменьшение прокачек на автогазозаправочных станциях.

Тем не менее, установка ГБО-4 на автомобиль, проезжающий от 3 тыс км в месяц, окупится за 13-15 мес. (при установке ГБО стоимостью $1.2 тыс на автомобиль с объемом двигателя 1500 куб см и нормах расхода пропан-бутана 10 л на 100 км, бензина А-95 — 8 л на 100 км).

«Это позволяет надеяться, что участники пропан-бутанового рынка будут эффективно работать и впредь», — резюмировал Г.Рябцев.

Словом, невзирая на все трудности, газовое моторное топливо сегодня имеет большие шансы завоевать значительные объемы рынка в Украине и утвердиться на позиции экономически выгодного и экологически чистого ресурса моторного топлива.

Доли основных производителей в структуре производства сжиженного газа, %

2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
После 2010* г.
НПЗ
53
46
50
46
47
46
60
ДК «Укргаздобыча»
25
29
27
30
28
31
21
ОАО «Укрнафта»
22
25
23
24
25
23
19
Всего
100
100
100
100
100
100
100

* прогноз «Энергетической стратегии Украины до 2030 г.»

По данным Минэнергоугля и НТЦ «Психея».

Баланс внутреннего рынка сжиженного газа, %

2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г. (прогноз)
НПЗ
48
40
33
29
27
ДК «Укргаздобыча»
28
31
31
28
27
ОАО «Укрнафта»
24
25
27
21
21
Импорт
0
4
9
22
25

По данным НТЦ «Психея».

Распределение АГЗС по регионам Украины, %

Регион
На 1.07.07 г.
На 1.05.11 г.
Киев и Киевская область
20.6
16.8
Донецкая
19.5
14.6
Львовская
4.8
7.6
Житомирская
6.5
5.1
Винницкая
3.5
5.1
Полтавская
4.0
5.1
Харьковская
6.3
4.9
АР Крым
5.3
4.5
Днепропетровская
1.1
3.4
Ивано-Франковская
2.6
3.3
Волынская
2.4
3.0

По данным НТЦ «Психея».

Распределение АГЗС по собственникам (на 1.05.11 г.), %

Галнефтегаз
14
Альфа-Нафта
8
Континент Нафта Трейд
7
ЛУКОЙЛ
6
ТНК-ВР
5
Газовик
3
Гермес
3
Надежда
3
Автотранс
2
Прочие
49

Написать нам