gototopgototop

Бензин подстегивает газовый ажиотаж

  • PDF

Бензин подстегивает газовый ажиотаж

Цены на газовое топливо заметно реагируют на повышение розничных цен на бензин. Кроме того, на фоне высоких цен на традиционное топливо в Украине появились очереди на установку газобаллонного оборудования (ГБО).

 

 

Розничные цены на бензин А-95 в апреле перешагнули барьер в 10 грн/л. В свою очередь динамика изменения цен на сжиженный газ в январе-апреле 2011 года показала значительные колебания.

Цены на газ не всегда растут вслед за повышением розничных цен на бензин. Поэтому на фоне высоких цен на традиционное топливо в Украине появились очереди на установку газобаллонного оборудования (ГБО).

Об этом в эксклюзивной авторской статье для BIZ.liga.net рассказал аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

Украинский рынок сжиженного газа представляет собой отдельный рынок, который формируется по определенным внутренним законам. Оптовая цена формируется на нескольких индикативах: цены на белорусско-польской границе, рынок черноморского региона, наполнение внутреннего рынка. Вместе с тем, розничная цена в Украине не повторяет динамику цен на бензины.

Сегодня на розничную цену автомобильного газа в Украине влияет несколько основных факторов. Определяющим внутренним фактором для формирования цены является ситуация на оптовом рынке — цена закупки сжиженного газа. Учитывая, что Украина является импортозависимой страной и отечественное производство газа не обеспечивает внутренние потребности, важным ценообразующим фактором также является наличие объемов газа на рынке.

С 1 января 2011 года в Украине вступил в силу ряд новых акцизов, в том числе на бензины и дизтопливо. Кроме того, была изменена ставка акцизного сбора на сжиженный газ — с нулевой до 40 евро/т. Вместе с тем, увеличение акцизов фактически оказалось нечувствительным для конечного потребителя. Это связано с тем, что новые ставки вступили в силу в сезон низкого потребления этого вида топлива.

Кроме того, в январе-апреле 2011 года наблюдалась удовлетворительная ситуация по спросу и предложению. Газ как импортировался, так и экспортировался, и никаких причин для резкого роста цен на рынке не наблюдалось. В мае, в период активного использования пропан-бутана в качестве моторного топлива, цена остается стабильной, несмотря на рост бензина и ДТ.

Ценовое «дно» на газ было зафиксировано в начале марта и составило в среднем 5,08 грн/л. Однако к концу квартала в Украине произошло резкое подорожание газа, что обусловлено как внешними факторами, так и ростом цен на бензин. В этот период в своем ценообразовании операторы в большей мере равнялись на розничную стоимость бензина, на несколько процентов увеличив цены на газ. Средняя стоимость газа по состоянию на 17 мая составила 5,62 грн/л, что больше показателя начала 2011 года на 7%.

Таблица 1. Динамика розничных цен на сжиженный газ в Украине в январе-мае 2010-2011 гг.

Таблица 1. Динамика розничных цен на сжиженный газ в Украине в январе-мае 2010-2011 гг.

В 2010 году газовые трейдеры придерживались соотношения розничных цен на бензин и газ на среднем уровне 45%. Операторы отмечают, что такая пропорция является удовлетворительной и розничная цена газа не должна превышать 50% от цены бензина. Это соотношение, при котором экономика перевода автомобиля на сжиженный газ является положительной и выгодной для потребителя (окупаемой).

Если говорить об изменении структуры рынка газового топлива в 2010 году, в условиях нехватки собственного газа, наблюдался рост объемов импорта. Подобная тенденция наблюдалась в первые месяцы 2011 года. Кроме того, на протяжении года газ украинского производства не всегда был доступен для операторов, что обусловило переориентировку газотрейдеров на продукт иностранного производства (Россия, Беларусь, Казахстан).

Таблица 2. Динамика импорта-экспорта сжиженного газа в Украину в январе-апреле 2010-2011 гг.

Таблица 2. Динамика импорта-экспорта сжиженного газа в Украину в январе-апреле 2010-2011 гг.

Также некоторое перераспределение произошло в объемах завезенного в Украину газа игроками рынка, при этом количество импортеров не изменилось.

Таблица 3. Структура наполнения рынка сжиженного газа в 2010 г.

Таблица 3. Структура наполнения рынка сжиженного газа в 2010 г.

Наблюдавшиеся на протяжении 2010 года тенденции сохранились и в первом квартале 2011 года. Вместе с тем, оценить реальную картину на рынке можно будет после наступления пика потребления газа, который традиционно приходится на летние месяцы.

Таблица 4. Динамика производства сжиженного газа украинскими НПЗ и ГПЗ
в январе-апреле 2010-2011 гг.

Таблица 4. Динамика производства сжиженного газа украинскими НПЗ и ГПЗ в январе-апреле 2010-2011 гг.

На фоне высоких цен на традиционное топливо – бензины и ДТ в Украине, одной из главных тенденций 2010 — начала 2011 года стало увеличение спроса на установку газобаллонного оборудования.

По оценкам UPECO, в 2010 году количество пунктов реализации сжиженного газа в Украине увеличилось на 200-250 единиц, что соответствует приросту в 10% по сравнению с 2009 годом. Всего, по оценочным данным, на конец 2010 года в Украине насчитывалось порядка 2200 пунктов реализации сжиженного газа (как отдельные станции, так и модули на бензиновых станциях). При этом из-за роста цен на бензин количество пунктов реализации сжиженного газа растет быстрее, нежели потребление.

На сегодня объемы реализации автомобильного газа в Украине составляют порядка 2 тыс. литров в сутки. Для примера, такие же объемы реализации газа характерны для Хорватии.

Скачок цен на мировые нефтепродукты в первом квартале 2011 года еще больше активизирует эту ситуацию. Интерес к альтернативному топливу в перспективе будет увеличиваться. Уже сегодня, по данным операторов рынка, очереди на установку ГБО растянулись на 3 месяца. Среди самых активных пользователей ГБО: грузо- и пассажироперевозчики, а также таксисты.

Сегодня на украинском рынке услуги перевода автомобилей на альтернативную топливную систему – с бензина и дизеля на газ — предлагает масса операторов. На существующем рынке ГБО представлена продукция из России, Польши, Италии, Голландии, Германии, Кореи, Китая.

У большинства операторов на рынке стоимость системы ГБО 4-го поколения на 4-х цилиндровый двигатель (соответствую действующим экологическим нормам по выбросу выхлопных газов: Евро3, Евро-4, Евро-5) в среднем стартует от 5 тыс.грн. и выше, в зависимости от производителя.

К примеру, для автомобиля, потребляющего в среднем 8 л/100 км, по расчетам компаний устанавливающих ГБО, при среднем ежемесячном пробеге в 1500 км, а также сегодняшних ценах на бензин и СПБТ, установка ГБО 4-го поколения стоимостью 5,5 тыс.грн. окупится ориентировочно за 9,4 месяца, при этом ежемесячная экономия на бензине составит около 556 грн.


Написать нам