gototopgototop

Украинские перспективы LPG

  • PDF

Украинские перспективы LPG

Рынок сжиженного газа Украины: проблемы и тенденции . Украинский рынок сжиженного газа переживает сложные времена. Непрозрачность торговли в крупнооптовом сегменте, проблемы с ценообразованием на специализированных и коммерческих аукционах, планы правительства по введению акцизного сбора на сжиженный газ, несовершенство нормативно-правовой базы — далеко не полный перечень существующих проблем, отмечалось на первой Международной конференции «LPG Ukraine 2010″.


 

Президент Украинской Ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень отмечает, что «к сожалению, нормативная база идет на шаг позади развивающегося рынка сжиженного газа, при этом создавая множество преград для создания цивилизованной конкурентной среды». По его словам, одним из достижений Ассоциации можно считать установление в 2009 г. Верховной Радой 50-процентной скидки на транспортный сбор с автотранспорта, использующего сжиженный газ в качестве моторного топлива. Это позволило больше развивать сегмент автогаза, и в 2010 г. объем его потребления значительно вырос.

Акцизный сбор

В последние годы участникам рынка удавалось лоббировать освобождение сжиженного газа от акцизного сбора. Но сейчас эта угроза снова возникла. В проекте нового Налогового кодекса предлагается установить акцизный сбор на сжиженный газ в размере EUR40 за 1 т. По мнению С.Пивня, введение акциза негативно повлияет на украинский рынок LPG.

Во-первых, снизится рентабельность производства сжиженного газа, поскольку акцизный сбор должны будут уплачивать заводы-производители, что станет для них дополнительной нагрузкой.

Во-вторых, в розничной продаже в случае введения акциза прогнозируется рост цен на 20-25 коп/л. Поэтому использование сжиженного газа в качестве моторного топлива будет терять привлекательность, что повлечет за собой «дизелизацию» автотранспорта. Например, в Польше за последние два года потребление сжиженного газа из-за этого снизилось на 200 тыс т.

Введение акциза может непосредственно отразиться на цене продуктов первой необходимости (хлеб, молоко и др.), поскольку многие производители в этом сегменте рынка уже переоборудовали свой автотранспорт на сжиженный газ, — отметил С.Пивень. Кроме того, поднимутся цены на товары, производители которых используют сжиженный газ для автономного отопления и на другие производственные нужды.

В-третьих, могут возрасти спекуляции с поставками баллонного газа, поскольку маржа на специализированных аукционах станет еще больше. «Это будет большой удар по конкуренции в оптовом сегменте рынка», — сказал С.Пивень.

По мнению президента Ассоциации, нужно дать возможность рынку сжиженного газа еще один-два года поработать без акциза. И если уж вводить его, то взимать налог непосредственно на АГЗС, а нулевую ставку установить не только на газ для бытовых баллонов (как предлагается сейчас), но и на используемый в производстве и для отопления.

«Само введение акциза на сжиженный газ не является угрозой, однако все понимают, что с этого момента налог будет только расти, — сказал директор «Консалтинговой группы А-95″Сергей Куюн.

Другим отрицательным фактором является низкое качество сжиженного газа. «14% импортируемого газа приходится на ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов), которая, как известно, является сырьем, однако продается в розницу. В потребительской среде и без того хватает почвы для мифов о сжиженном газе, поэтому низкое качество дополнительно снижает привлекательность этого топлива», — отметил С.Куюн.

Еще одним сильным сдерживающим фактором является устаревшая разрешительная система. «Некоторые документы, регламентирующие работу с пропан-бутаном, приняты в 80-х годах, и отношение к пропан-бутану в этих регламентах — как к взрывчатке. Это, безусловно, сказывается на темпах развития как розничного рынка, так и промышленного потребления», — считает С.Куюн.

По мнению некоторых участников рынка, подорожание сжиженного газа в рознице на 25-30 коп/л приведет к тому, что разница в ценах между сжатым газом (метаном) и пропан-бутаном станет минимальной. А это может подтолкнуть к частичному перераспределению рынка в пользу сжатого газа.

Специализированные аукционы

Цены на специализированных аукционах, где сжиженный газ продается формально для нужд населения, зачастую вдвое ниже рыночных. «Поэтому переток с регулируемого рынка в оптовый и розничный был, есть и будет, пока существует балансовый газ с низкими закупочными ценами», — отметил С.Пивень. Значительные масштабы этот переток приобрел в середине 2010 г. Объем продаж на спецаукционах вырос до 25-28 тыс т в месяц, тогда как население в последние три-четыре года ежемесячно потребляет не более 6-7 тыс т.

Ограниченный круг участников спецаукционов провоцирует недобросовестную конкуренцию. В принципе, осуществлять контроль призван аукционный комитет. «Но пока мы видим только бездействие этого комитета, наши обращения ни к чему не привели», — констатировал президент Ассоциации.

Благодаря спецаукционам, ряд компаний становятся обладателями более дешевого ресурса, поскольку разница в закупке составляет 2000-3000 грн/т. «Отсутствие коммерческих аукционов и ограниченность ресурса ставит операторов перед вопросом: какой путь выбрать — легальный или теневые схемы?», — сказал С.Пивень.

По его мнению, для решения этой проблемы нужно определить реальные потребности населения в сжиженном газе по абонентским книжкам, и выделять для спецаукционов только эти ресурсы. При этом необходим прозрачный механизм аккредитации участников спецаукционов. Помимо облгазов, к аукционам следует допускать и коммерческие структуры, имеющие собственную производственную базу, спецавтотранспорт, обменный фонд баллонов, обученный персонал.

Весь остальной ресурс должен быть направлен на коммерческие аукционы, где участники могут покупать его в равной конкурентной борьбе. «В последние годы коммерческие аукционы были индикатором не только для оптовой реализации на территории Украины, но и для импортеров и экспортеров», — отметил С.Пивень.

В случае же принятия акциза на сжиженный газ следует идти по другому пути — отменить специализированные аукционы вообще, считает президент Ассоциации.

Динамика продаж сжиженного газа 
на специализированных аукционах в 2010 г., т

Период Бытовые нужды Переток
январь 7176 3832
февраль 4275 1103
март 5330 4683
апрель 2410 903
май 2299 3983
июнь 6420 17901
июль 5248 25141
август 5231 21565
сентябрь 5028 20876
октябрь 5478 23018
Всего 48895 123005
Уд. вес, % 28.4 71.6

По данным Украинской Ассоциации сжиженного газа

ПРИМЕЧАНИЕ

Переток — объемы сжиженного газа, которые участники специализированных аукционов перенаправляют для продажи в оптовый и розничный сегменты рынка.

… и другие проблемы

Потребители обращают внимание уже не только на цену, но и на качество сжиженного газа на заправках. Так, на рынке появился газ с присадками, улучшающими работу двигателя, и газ, соответствующий нормам ПБА (пропан-бутан автомобильный). В то же время на одних заправках продается газ с большим содержанием бутана, на других — газ с повышенным содержанием метана, присутствует и ШФЛУ. «Отсутствие контроля качества наносит вред имиджу LPG и лежит только на совести операторов рынка», — считает С.Пивень.

Участников рынка беспокоят также проблемы регистрации газобаллонного оборудования (ГБО). Согласно Закону Украины «О дорожном движении», переоборудованный автотранспорт должен пройти перерегистрацию. При этом возникают дополнительные платежи, которые в общей сложности могут составить от 540 до 1000 грн.

У регистрирующих органов нет ни квалифицированных специалистов, ни оборудования для проверки установленного ГБО. По словам С.Пивня, решением вопроса может стать отмена регистрации ГБО в МРЭО и делегирование этих полномочий специализированным центрам по переоборудованию с последующим уведомлением органов ГАИ.

Заместитель председателя Госгорпромнадзора Степан Дунас сообщил, что его ведомство намеревается отменить запрет на заправку бытовых баллонов сжиженным газом на АГЗП, и разрабатывает соответствующие изменения в законодательство. «Будут также разработаны и прописаны зоны ответственности при заправке баллонов на АГЗП», — отметил С.Дунас. Госгорпромнадзор также выступает за ограничение сроков эксплуатации бытовых баллонов, чтобы не допускать возникновения несчастных случаев при их заправке.

Кроме того, Госгорпромнадзор разработал положение о продлении сроков действия разрешения на эксплуатацию АГЗП. «В данный момент положение находится на рассмотрении в Минюсте. После его принятия разрешение будет действовать в течение пяти лет с автоматическим продлением на такой же срок, при отсутствии нарушений в процессе эксплуатации АГЗП», — отметил С. Дунас.

Автономные системы отопления — еще одна перспективная сфера использования сжиженного газа. Однако распространение таких систем сдерживается нестабильностью ценовой политики. Такое мнение высказал руководитель группы компаний «Укравтономгаз» Андрей Дорофеев.

«Когда нет стабильной цены, привлекательность инвестирования в системы газоснабжения снижается. В связи с этим, появляется необходимость активного участия государства в решении данной проблемы. Например, в России существует государственная программа, которая касается пропан-бутана», — сказал А.Дорофеев.

По его информации, на данный момент стоимость отопления 1 кв м помещения (с высотой потолка 3 м) с использованием пропан-бутана составляет 121 грн для частных потребителей и 117 грн для промышленных. При таких же параметрах стоимость отопления природным газом составляет соответственно 45 и 68 грн, дизельным топливом — 140 и 134 грн, электроэнергией — 97 и 167 грн.

Написать нам