gototopgototop

Украинский LPG: две разные кривые

  • PDF

Украинский LPG: две разные кривые

В 2009 году в Украине ожидается рекордное потребление сжиженного газа. Часть этих нужд даже придется покрывать за счет импорта. Причем с оглядкой на импорт внутренний рынок  LPG будет развиваться и в следующие годы. Такие прогнозы высказал 14 октября на прошедшем в Киеве Пропан-бутановом форуме президент Украинской ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень. Как следует из его выступления, нынешний год для  LPG практически во всех отношениях выглядит удачнее прошлого.

Уже много лет подряд сжиженный газ в Украине в основной своей массе используется в качестве автомобильного топлива. Ожидается, что в 2009-м в этой сфере будет израсходовано 703 тысячи тонн LPG, то есть в 7 раз больше, чем для бытовых нужд. Объемы потребления баллонного и газгольдерного газа остаются фактически на уровне прошлого года, несколько изменится лишь пропорция между ними. Спрос же на автогаз увеличился более чем на 10%. Согласитесь, для периода, когда большая часть экономики подверглась кризисным настроениям, такой показатель роста смотрится очень даже задорно.

Украинский LPG: две разные кривые. График 1

Главным импульсом такого прогресса на LPG-рынке Сергей Пивень считает выгодное для потребителя соотношение цен между автогазом и бензином А-95. Довольно наглядно это отражают графики (см. графики ниже). Оптимальным считается такое соотношение, когда сжиженный газ обходится автомобилисту на 50% дешевле 95-го бензина — в этом случае есть смысл устанавливать на транспорте газобаллонное оборудование и ждать, что оно окупится. Так вот 2008 год такой уверенности владельцам автотранспорта не дал. На протяжении всего года соотношение стоимости двух конкурентных топлив намного превосходило оптимальное, в большинстве месяцев даже переходя рубеж в 60%. Зато в 2009-м кривая выглядит уже совершенно иначе. За 50 пунктов она вылезала лишь в июне-июле, а так держалась на среднем уровне в 45%. Такие изменения тренда, как свидетельствуют оперативные данные Украинской ассоциации сжиженного газа, сразу же положительно сказались на количестве автомобилей, переведенных на газовое топливо. Тем более что в первом полугодии-2009 пропан-бутан на заправках стоил даже дешевле метана, но с июля цены на АГЗС и АГНКС практически сравнялись, первые даже пошли немножко в отрыв.

Украинский LPG: две разные кривые. График 2

Сергей Пивень считает приход нынешней оттепели на украинский  LPG-рынок вполне объяснимым. Гораздо менее логичной выглядела ситуация конца 2008 года, когда перевод транспорта на автогаз практически замер, а в то же время склады национальных производителей были затоварены пропан-бутаном. Сейчас наоборот торговля этим продуктом идет весьма бойко. На подмогу даже приходится звать российский и белорусский импорт. Вывоз же сжиженного газа за пределы Украины прогнозируется на исторически самом низком минимуме — 30 тысяч тонн за весь год.

Украинский LPG: две разные кривые. График 3

«Украина пока что не готова к большим объемам импорта LPG, поскольку в стране отсутствует необходимая для этого инфраструктура. Сейчас все LPG-терминалы страны могут вместить лишь 34 тысячи кубометров сжиженного газа — это соответствует примерно двухнедельному потреблению рынка в нынешних его размерах»

Другое дело, что и национальное производство сжиженного газа пока никак не отреагировало на рост спроса внутри страны. Суммарные объемы производства пропан-бутана на украинских ГПЗ и НПЗ в 2009 году ожидаются почти на том же уровне, что и в 2008 году, — в пределах 766-768 тысяч тонн. Качественный перелом может наступить лишь в 2010 году, да и то в случае, если отечественные перерабатывающие заводы смогут удержать хрупкую тенденцию к росту объемов выпускаемой продукции. Потенциал для наращивания производства LPG в Украине есть (например, в 2007-м страна производила 866 тысяч тонн этого продукта), вопрос лишь в том, смогут ли закупить его изготовители достаточные объемы сырья, чтобы увеличить выпуск топлив.

Однако если этого не произойдет, такие обнадеживающие побеги роста национального автогазового рынка очень скоро могут быть придушены проявлениями его дефицита. И проблема даже не в импорте необходимого количества  LPG  (с этим топливные трейдеры, очевидно, справятся), а в том, чтобы обеспечить надежные поставки сжиженного газа конечному потребителю.

Украинский LPG: две разные кривые. График 4

Как считает руководитель киевской компании ПРОПАН-CEPBIC Александр Залюбовский, Украина пока что не очень готова к большим объемам импорта  LPG, поскольку в стране отсутствует необходимая для этого инфраструктура. Парк автомобилей-газовозов и железнодорожных цистерн для сжиженного газа, на его взгляд, устарел и давно требует обновления, объем мощностей для хранения явно недостаточен. Так, сейчас в Украине все  LPG-терминалы могут вместить лишь 34 тысячи кубометров сжиженного газа — это соответствует примерно двухнедельному потреблению рынка в нынешних его размерах. Если же он будет расширяться, как и прогнозирует большинство игроков, нехватка хранилищ станет ощущаться еще острее. Многим трейдерам придется работать с импортом сжиженного газа, как говорится, «с колес». А при таких схемах сложно избежать перебоев с поставками. Президент Украинской ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень считает, что нынешний рост спроса на автогаз послужит толчком к тому, что из ступора выйдут некоторые машиностроительные предприятия, поскольку будет расти и спрос на инфраструктурные объекты и оборудование в газотопливном бизнесе.

Украинский LPG: две разные кривые. График 5

Кроме того, господин Пивень обращает внимание еще на два аспекта использования сжиженного газа, которые пока что в Украине как-то выпадают из внимания. Первый: при помощи более интенсивного использования сжиженного газа можно уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, и как следствие, заработать на торговле парниковыми квотами по процедуре Киотского протокола. Ведь по сравнению с бензином  LPG  более экологичен. Например, при одинаковом пробеге автомобиля с использованием газового топлива и традиционного бензина его выбросы в атмосферу углекислого газа в первом случае будут на 14% меньше. Второй момент сводится к тому, что  LPG  в определенной степени можно рассматривать и как элемент укрепления национальной энергобезопасности. С одной стороны, он в большинстве своем производится на украинских предприятиях, а поэтому может служить хорошей альтернативой импортным нефтепродуктам, с другой — запасы  LPG  можно держать в качестве резервного топлива для части предприятий, использующих в своей деятельности природный газ.

Сжиженный газ, как отмечает Сергей Пивень, и есть для Украины уже готовое альтернативное топливо сегодняшнего дня. «Ничего не нужно изобретать, и имеется достаточно резервов для его использования на многие десятилетия, — говорит он. — Пропан-бутан может быть доступен каждому в любом регионе нашей страны без больших инвестиций в инфраструктуру, в отличие от других видов новой энергии». Примерно год назад, выступая на подобном форуме, президент Украинской ассоциации сжиженного газа основную часть доклада посвятил не столько перспективам, сколько проблемам на отечественном рынке LPG. Сейчас же его не то чтобы стремительный, но уверенный подъем отодвинул всю эту проблематику на задний план. И эта уверенность передается уже чуть ли не на телепатическом уровне. В словах участников украинского автогазового рынка ныне чувствуется гораздо больше оптимизма, чем в конце 2008 года.

Написать нам